На портале: www.proffi95.ru сотрудников: 276     обучающихся: 30    
ГлавнаяБлогиБлог Фатимы МациевойФормирование общих и профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа
Мациева Ф.Х., зам. дир. по УР ГПК, к.пед.н.

Глубокие духовные, социально-экономические и политические преобразования, характерные для всех сфер жизни современной России, расширение рынка труда требуют подготовки социально активной, творческой, профессионально компетентной личности. Компетентностный подход к подготовке будущего учителя не исключение.
К учителю общество всегда предъявляло высокие требования, поскольку именно он как субъект педагогического процесса является главным действующим лицом любых преобразований в системе просвещения.
Ушла в прошлое основная задача школы, трактуемая как передача культурного опыта в виде логически завершенной системы знаний. На смену приходит новая функция образования – способствовать развитию самостоятельной и ответственной личности, воспитанию творческой индивидуальности.
Предъявляются более высокие требования к личности педагога, к уровню его профессиональной подготовки. Современная школа нуждается в специалистах, умеющих разработать вариативную часть учебных программ, создать собственную рабочую программу, разработать курс по выбору, построить учебный процесс в соответствии с собственной образовательной концепцией.
ФГОС – принципиально новый для отечественного образования документ, потребовавший глубокого анализа и синтеза накопленного профессионального опыта, современных перспективных тенденций развития отечественного и зарубежного образования. Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу заложены не предметные, а ценностные ориентиры.
Структурным элементом старых образовательных стандартов был предмет (дисциплина). Структурным элементом образовательных стандартов третьего поколения, основанных на компетенциях, становится образовательная область, представленная в виде профессиональных модулей, предназначенных для освоения конкретных видов профессиональной деятельности. В свою очередь структурными элементами профессиональных модулей становятся профессиональные и общие компетенции, совокупность которых в каком-либо виде профессиональной деятельности рассматривается как интегральный показатель качества ее освоения.
Компетентностный подход не является совершенно новым для российского образования. Ориентация на освоение умений, обобщенных способов деятельности была ведущей в работах отечественных педагогов В.В. Краевского, Г.П. Щедровицкого, В.В. Давыдова и их последователей. Но данная ориентация практически не использовалась при построении типовых учебных программ, стандартов. Поэтому сегодня для реализации компетентностного подхода нужна опора на международный опыт, с учетом необходимой адаптации к традициям и потребностям Российского государства.
Образование, ориентированное на формирование компетенций, зародилось на рубеже 60-70-х годов XX столетия в США (competence-based education). Впервые понятие «компетенция» в образовании предложено профессором Массачусетского университета Н.Хомским в ходе исследования проблемы повышения эффективности обучения языковой грамотности (1965). С этого времени понятия «компетенция» и «компетентность» начинают широко использоваться при обучении языку (в том числе и неродному), а также при подготовке специалистов в области менеджмента и предпринимательства.
Анализ компетентностного подхода в странах Евросоюза и США показывает, что в развитых странах под компетентностным подходом понимают выстраивание образовательного процесса с позиций развития личности, через мотивацию ее саморазвития. Результаты внедрения компетентностного подхода за рубежом доказывают, что данный подход в наибольшей степени отвечает требованиям, предъявляемым к выпускникам систем общего и профессионального образования, со стороны личности, работодателей, государства, социума в целом.
Развитие компетентностного подхода в российском образовании происходит в русле общемировых тенденций и положения о том, что простая трансляция знаний, умений и навыков уже недостаточна для подготовки квалифицированного специалиста. Сегодня востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в профессиональную жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Именно компетентностный подход дает возможность переориентации образовательного процесса с преимущественного транслирования определенной совокупности знаний, умений и навыков на создание условий для развития личностного потенциала, подготовки выпускника к продуктивному самостоятельному действию в профессиональной сфере и повседневной жизни.
Базовыми понятиями компетентностного подхода являются термины «компетенция» и «компетентность». В российской педагогике содержательное наполнение этих терминов до сих пор трактуется неоднозначно. Многие педагоги придерживаются точки зрения А.В. Хуторского, что компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых, чтобы продуктивно действовать по отношению к ним, а компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетенция – некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке обучающегося, компетентность – уже состоявшееся его личностное качество.
В отличие от терминов «знание», «умение», «навык» понятие «компетенция» имеет:
- интегральный, метапредметный или надпредметный характер;
- обобщенный характер (шире, чем ЗУНы);
- в своей формирующей основе имеет не только знание и способы деятельности, но и качественные личностные характеристики.
Производным от термина «компетенция» выступает понятие «ключевые компетенции», которые рассматриваются исследователями как базовые, универсальные, «ядерные» компетенции.
Для ключевых компетенций характерны следующие свойства: многофункциональность, надпредметность и междисциплинарность, многомерность.
В целом следует отметить, что реализация компетентностного подхода направлена на формирование набора компетенций в соответствии с задачами профессионального образования. В документах Министерства образования и науки РФ отмечается, что «…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах».
Таким образом, компетентностный подход в профессиональном образовании ставит в центр внимания вопросы личностного развития будущего специалиста, обеспечивает успешную адаптацию на рынке труда, в социальном и профессиональном сообществах и отвечает современным требованиям модернизации образования.
Формирование и развитие ключевых компетенций будущих специалистов может эффективно осуществляется только в процессе системного и целенаправленного обучения, в котором предусмотрены все необходимые организационно-педагогические условия. Важнейшим из таких условий является моделирование целостного педагогического процесса.
Компетентностный подход, предполагает не простую трансляцию знаний, навыков и умений от преподавателя к студентам, а формирование у будущих учителей профессиональной компетентности. Специфика компетентностного подхода в обучении состоит в том, что учащийся сам формулирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер и сама становится предметом усвоения. В самом определении понятия «компетентность» отражена способность индивида применять научные и практические знания в процессе профессиональной деятельности.
Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, которые требуют серьёзного методического осмысления.
В соответствии с современными представлениями под термином «модульное обучение» понимают технологию обучения студентов, основными средствами которого явля¬ются модуль и модульная программа. Основополагающим понятием является образовательный модуль. В рамках ФГОС СПО под модулем понимается целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучаю¬щийся по завершению модуля, и представляющий состав¬ную часть более общей функции.
В содержании профессионального образования именно модуль как новая структурная единица занимает централь¬ное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных ком¬петенций. Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Эта после¬довательность приоритетов зафиксирована в тексте ФГОС СПО в разделе, описывающем требования к структуре и содержанию основной профессиональной образователь¬ной программы (ОПОП). Каждый модуль может осваи¬ваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере.
В рамках модулей осуществляется комплексное, син¬хронизированное изучение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности. При этом происходит не столько сокращение избыточных теоретических дисциплин, сколько пересмотр их содержа¬ния, своего рода «отсеивание» излишней теории и пере-распределение объема в пользу действительно необходи¬мых теоретических знаний, которые позволяют осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их, что, в конечном счете, приводит к повышению мотивации обу¬чающихся.
Рассмотрим характерные признаки профессиональных модулей, определённые ФГОС СПО, на примере специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» для педагогических колледжей.
1. Смысловая завершенность, операционная обособленность. Выпускник педагогического колледжа, согласно новому стандарту, должен быть готов к следующим видам деятельности: преподаванию по программам начального общего образования, организации внеурочной деятельности и общения младших школьников, классному руководству, разработке методического обеспечения образовательного процесса. Именно в соответствии с ними и определены профессиональные модули, отражённые в ФГОС.
2. Наличие отчетливой структурной оболочки профессионального модуля, внутри которой имеются все компоненты учебного цикла от дидактической цели до методики контрольно-оценочных процедур. Помимо требований к знаниям, умениям и практическому опыту, в стандартах определен также перечень формируемых в процессе изучения модуля компетенций.
3. Междисциплинарный характер с привлечением материала учебных дисциплин, имеющих прямое отношение к осваиваемому локальному элементу избранной сферы деятельности. Так, в рамках профессионального модуля «Преподавание по программам начального общего образования» предусмотрено объединение двух дисциплин в один междисциплинарный курс (МДК): например «Русский язык с методикой преподавания», «Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания» и др. Кроме того, предусмотрено изучение МДК «Теоретические основы организации обучения в начальной школе», который содержательно объединяет все курсы, входящие в модуль. Междисциплинарный характер модуля обеспечивается также его связью с рядом общепрофессиональных дисциплин, таких как «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
4. Наличие рекомендаций по технологии освоения модуля с учетом интегративного вида различных работ: с преподавателями, в учебной группе, индивидуально. К такому интегративному взаимодействию преподавателей разных МДК могут относиться: бинарные и интегрированные уроки, тематические конференции, изучение материала в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией и т. п.
5. Включение методических советов по конкретным вопросам реализации модуля. В их числе могут быть следующие: «Оценка освоения профессионального модуля», «Построение и реализация индивидуальной образовательной траектории студента как средство повышения эффективности освоения профессионального модуля», «Формы и средства взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса в рамках модульной системы обучения» и пр.
6. Сопровождение модуля перечнем учебной литературы и специальной литературы с указанием изданий, написанных ярким представителем данной сферы деятельности. Помимо того, считаем важным организацию и координацию работы педагогического коллектива по созданию необходимых учебно-методических пособий и методических рекомендаций, электронных средств обучения, которые могут быть использованы в образовательном процессе.
7. Изучение каждого модуля имеет следствием овладение способами выполнения отдельного целостного производственного задания или операции в сочетании с локальной порцией знаний. Это также соотносится с формированием соответствующих компетенций будущего педагога, отражённых в ФГОС.
8. Наличие предметного глоссария.
Модуль как целевой функциональный узел программы профессиональной подготовки специалистов характеризуется законченностью, самостоятельностью, комплексностью. Введение профессиональных модулей в ФГОС призвано объединить содержательные, организационные, методические и технологические компоненты профессионального обучения, а также теоретические и прикладные аспекты; обеспечить структурную связанность всего образовательного комплекса, совмещение в одной организационно-методической структуре дидактических целей, логически завершенной единицы учебного материала, методического руководства и системы контроля. Всё это позволит оптимизировать образовательный процесс, повысить качество профессиональной подготовки студентов.
Третий учебный год в колледже реализуются федеральные государственные образовательные стандарты.
Прежде чем начинать внедрять ФГОС-3 в образовательный процесс колледжа, необходимо было определить для преподавателей, в чем состоит принципиальное отличие ГОС второго поколения от ФГОС третьего поколения, что такое компетенции, что такое компетентность и чем отличаются компетенции от ЗУНов (знаний, умений и навыков), каковы основные требования к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ и т.д. Кроме того, надо была выстраивать принципиально новые взаимоотношения с потенциальными работодателями.
Работа по модульным программам требовала пересмотра роли преподавателя.
Возникли проблемы, свя¬занные с тем, что педагогам трудно перестроиться и принять новую систему профессиональных ценностей. Для решения данной проблемы в колледже был организован семи¬нар: «Технология модульного обучения».
В план семинара были включены такие темы:
• Технология модульного обучения.
• Разработка урока в модульной технологии.
• Контроль в модульной технологии обучения.
• Оценка в модульной технологии обучения.
• Разработка учебных элементов.
• Разработка руководства (инструкции) по модулю.
• Выбор методов обучения в модульной технологии.
• Анализ и рецензирование разработанных пакетов учебно-методических материалов.
• Проведение урока в модульной технологии.
• Смотр-выставка методического сопровождения
• ФГОС.
Основной целью работы семинара было и ознакомление педагогов с работой в данной технологии и под¬готовка педагогами полного методического обеспечения профессиональных модулей и учебных дисциплин к ново¬му учебному году. Поэтому семинар предполагал не толь¬ко работу «здесь и сейчас», но и выполнение домашнего задания каждым педагогом по своему МДК или учебной дисциплине.
При работе над модулями преподаватели колледжа столкнулись с тем, что существуют определенные недостатки и сложности модульного обучения, которые заключаются в следующем:
1. На наш взгляд существенным недостатком является отсутствие единой нормативно-методической базы. Каждое учебное заведение «самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП (основная профессиональная образовательная программа) СПО на основе примерной основной образовательной программы». Значит, наименования дисциплин, количество часов, формы контроля, содержательное наполнение профессиональных модулей и междисциплинарных курсов в каждом учебном заведении – все будет свое.
2. Трудоемкость изготовления модулей и подготовки к проведению занятий.
3. Внедрение модульного обучения требует значительной организационной перестройки традиционного учебного процесса:
- подготовки соответствующей учебно-материальной базы;
- изменения планирования работы преподавателей;
- оптимального состава (в количественном отношении) студенческих групп и потоков с учетом возможностей учебно-материальной базы;
- разработки необходимого методического обеспечения;
- организации контрольных проверок знаний.
4. Процесс внедрения модульного обучения должен быть обеспечен соответствующей методической литературой, которая централизованно практически не поставляется, поэтому вся методическая работа по обеспечению каждого конкретного модуля целиком и полностью лежит на плечах преподавателя.
5. Для сокращения времени при обработке данных контрольных модулей необходимо применение компьютеров и рейтинговой оценки знаний студентов, что требует от преподавателя большого профессионализма.
Однако, несмотря на все выявленные в период перехода к новым образовательным стандартам недостатки, работа преподавателями колледжа проводится на должном уровне.
Разработаны учебные планы по каждой специальности и график образовательного процесса, учебные программы дисциплин и модулей, а так же практик. Ведется работа по созданию УМК, электронных лекций, презентаций
Изучены и продолжают изучаться запросы потенциальных работодателей, через центр занятости населения; проводятся конкурсы профессионального мастерства среди студентов; семинары, конференции, круглые столы по проблемам профессионального обучения.
Конечно, ФГОС-3 предъявляет повышенные требования к педагогическому составу учебного заведения.
Есть требование о том, что преподаватели обязаны проходить курсы повышения квалификации в профильных организациях каждые 5 лет. В 2013 году 42 преподавателя колледжа прошли курсы повышения квалификации в ЧИПКРО
В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования 3-го поколения особое значение приобретает практика, которая является обязательным разделом ОПОП СПО. Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся колледжем в процессе освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей на базе школ города и республики.
Практики имеют целью комплексное освоение студентом всех видов профессиональной деятельности по специальности СПО, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и навыков практической работы студентом по специальности.
Содержание учебной практики и производственной практики по специальностям определяется требованиями к результатам обучения по каждому из профессиональных модулей в соответствии с ФГОС СПО, рабочими программами учебной и производственной практики, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением. Практика является обязательной частью профессионального модуля.
Производственная практика – это взаимовыгодный процесс, в котором участвуют и преподаватели колледжа, и представители базовых школ. На сегодняшний день базами практического обучения колледжа являются 4 городские школы (№ 8, 60, 42, гимназия № 14), где студенты проходят все предусмотренные учебным планом виды практик.
В настоящее время перед преподавателями колледжа стоит очередная задача – разработка фондов оценочных средств по каждой специальности. Это очень большое и сложное дело, в решении которого есть целый ряд проблем:
1) неполнота законодательной и нормативной базы, определяющей требования к качеству образования;
2) отсутствие стандартизированных фондов оценочных средств и технологий качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями ФГОС.
Фонд оценочных средств является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ОПОП СПО и представляет собой совокупность контролирующих материалов, предназначенных для измерения уровня достижения обучающимся установленных результатов обучения.
При разработке контрольно-оценочных средств учебные заведения руководствуются:
- Федеральным законом «Об образовании в РФ»;
- Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении);
- ФГОС СПО по специальностям;
- рекомендациями ФИРО по формированию комплектов оценочных средств.
Именно на основании этих документов в колледже разрабатываются свои локальные акты.
Уже внедрены Положение « О Фонде оценочных средств по специальности» и инструкции по созданию комплекта оценочных средств по профессиональному модулю и по учебной дисциплине. Инструкции содержат обязательные требования к оформлению этих документов и призваны помочь преподавателям в этом нелегком деле.
Оценочные средства, сопровождающие реализацию каждой ОПОП СПО, должны быть разработаны для проверки качества формирования компетенций и являться действенным средством не только оценки, но и обучения. Они должны стимулировать у студентов стремление к систематической самостоятельной работе по изучению учебной дисциплины или профессионального модуля.
Таким образом, несмотря на изложенные выше проблемы по переходу на новую систему и стандарты СПО, сложность и трудоемкость этого процесса, недостаточное ресурсное обеспечение, следует все-таки признать, что каждый СУЗ получает шанс создать такие ОПОП, которые были бы привлекательны для абитуриентов, обеспечивали получение качественного среднего образования.


Список литературы:

1. Андреев А. Знания или компетенции? / Высшее образование в России. – 2005. – № 2.
2. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. – 2004. – № 11.
3. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. – Красноярск, 2002.
4. Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Образовательная среда в школах разных типов // Психологическая наука и образование. – 2000. – № 3.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 23.04.2002.
6. Чебанная И.А. Понятие и структура компетенций выпускников в условиях профессионального образования / Вестник Ставропольского государственного университета. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. – Вып. 55. С. 62-65.
   |    1665 дней назад (28 марта 2014)  |    Блог Фатимы Мациевой

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!